Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дофамин - это гормон и нейромедиатор. Существует ошибочное представление о том, что он участвует в процессах внутреннего подкрепления. На самом деле, этот нейромедиатор генерирует чувство предвкушения событий, которые воспринимаются позитивно (употребление вкусной еды, игра в видеоигры и т.д.). Исследования показали, что даже воспоминания о поощрении повышают уровень дофамина, поэтому он участвует в процессах мотивации и оценки. Например, благодаря этому гормону мы гарантированно пьем воду, если испытываем жажду.
Дофаминовая зависимость подразумевает тягу к деятельности, которая высвобождает гормоны счастья.
Зависимости делятся на две большие разновидности:
Химические. Они подразумевают тягу к употреблению психоактивных веществ (наркотиков, психотропных препаратов, алкоголя).
Поведенческий. Навязчивое желание играть в видеоигры, ходить по магазинам, пользоваться социальными сетями и так далее.
Актуальность.
Раньше проблема дофаминовой зависимости стояла не так остро. Для многих из них Интернет заменил традиционный досуг общения с родителями, общение со сверстниками. Дофаминовая зависимость в настоящее время является очень распространенной проблемой детского (подросткового) образования, которая затрагивает в основном детей от 8 до 16-18 лет. Мы живем в эпоху современных технологий, это не хорошо и не плохо, главное - правильно распоряжаться имеющимися у нас ресурсами.
Объектом исследования является дофаминовая зависимость
Предметом исследования является психолого-педагогическая диагностика дофаминовой зависимости у детей-подростков.
Цель исследования: психолого-педагогическая диагностика дофаминовой зависимости у подростков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методы диагностики дофаминовой зависимости у детей-подростков.
3. Провести психолого-педагогическую диагностику дофаминовой зависимости у подростков.
4. Проанализировать полученные результаты.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОФАМИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Хронологически подростковый возраст определяется периодом между 10-11 и 14-15 годами. Главной характеристикой являются резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором возникает психологический кризис (Выготский, 2008).
Ситуация социального развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Социальная ситуация развития — эмансипация взрослых и групп.
Основная деятельность подростка – общение со сверстниками. Основная тенденция – переориентация общения родителей и учителей на сверстников.
1) Общение – очень важный канал информации для подростков;
2) Общение – особый вид межличностных отношений, оно развивает у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права;
3) Общение – это особый вид эмоционального контакта. Обеспечивает чувство солидарности, эмоционального благополучия и чувства собственного достоинства.
Психологи считают, что общение включает в себя две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и потребность в изоляции (появляется внутренний мир, подросток испытывает потребность в одиночестве) (Абрамова, 2009).
Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне не отличаться от сверстников. Типичной характеристикой подростковых групп является комфортность: склонность человека усваивать определенные нормы, привычки и ценности группы и подражать им. Стремление слиться с группой, ничем не выделиться, удовлетворяющее потребность в безопасности, рассматривается в психологии как механизм психологической защиты и называется социальной мимикрией (Мухина, 2010).
Можно сказать, что подростковый возраст – это тонкий переход от детства к взрослости, в котором ярко переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, этот возраст характеризуется множеством отрицательных сторон, негативных проявлений ребенка. С другой стороны, именно в этом возрасте проявляются многие положительные качества, ведь в подростковом возрасте раскрываются сила, самостоятельность и волевые качества подростка. Ребенок выходит на новый уровень взаимоотношений со сверстниками, а также со взрослыми, расширяется сфера его деятельности и появляется большой интерес к чему-то новому и неизведанному. Именно этот период характеризуется тем, что ребенок вступает в новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Но самое главное, что происходит в этом возрасте, — это то, что ребенок начинает постепенно отходить от непосредственного копирования оценок взрослых к собственной самооценке. Внутренние критерии на первом месте. Развивает самооценку, которая приобретается посредством специальной деятельности и самопознания. Один из способов самопознания – сравнение себя со сверстниками и взрослыми.
Качественные изменения происходят в интеллектуальной сфере: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужское и женское видение мира. Творческие способности начинают активно развиваться. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к повышению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности с обучением. Для многих исследование отходит на второй план (Журавлев, 2009).
Черты личности подростка:
1. Личная нестабильность (лучистый оптимизм и мрачный пессимизм).
Противоположные черты характера и стремления борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослого ребенка. У подростка возникают противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в изоляции (появляется его внутренний мир, подросток испытывает потребность побыть наедине с собой).
2. «Взрослость»: отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все, и взрослые, и сверстники, относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому. Он требует равноправия в отношениях со старшими и вступает в конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
1. Ощущение взрослости проявляется и в стремлении к независимости, стремлении оградить некоторые стороны жизни от родительского вмешательства.
2. Это вопросы внешности и отношений со сверстниками. Возможно, он учится.
3. Чувство зрелости связано с этическими нормами поведения, которые дети усваивают в это время. Существует моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
4. Развитие самосознания (формирование «Я – концепции» – системы внутренне согласованные представители в для себя, изображений "ЭЙ").
Появление внутреннего мира, стремление познать себя через друзей, введение дневники.
5. Критичность мысль, наклон К размышления, обучение самоанализ.
6. Нуждаться В самоутверждение, В деятельность, имея персонал значение (Белинская, 2007).
В целом ой подросток возраст Они говорят, Как ой период увеличивать Эмоциональность. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, дисбаланс. Характер много подростки подчеркнутый – крайний вариант правила.
У подростков многое зависит от типа акцентуации характера: особенностей преходящих нарушений поведения («пубертатный кризис»), острых аффективных реакций и неврозов (как по их структуре, так и по отношению к их причинам). Тип акцентуации характера следует учитывать при разработке программ реабилитации подростков. Этот тип служит одним из основных ориентиров для медицинских и психологических рекомендаций, для консультаций по поводу будущих профессий и мест работы, что очень важно для устойчивой социальной адаптации.
Тип акцентуации свидетельствует о слабостях характера и, следовательно, позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, приводящие к дезадаптации, открывая тем самым перспективы психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период формирования характера и с возрастом смягчаются. Черты характера с акцентуациями могут проявляться не всегда, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной среде и в нормальных условиях почти не выявляются. Социальная дезадаптация с акцентуациями полностью отсутствует или может быть кратковременной.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую (Петровский, 2009).
Имеется четкая акцентуация. Такая степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Его отличает наличие достаточно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Должность, которую вы занимаете, обычно соответствует вашим навыкам. В подростковом возрасте черты характера часто обостряются; при воздействии психогенных факторов, направленных на «место наименьшего сопротивления», могут возникнуть временные нарушения адаптации и отклонения в поведении. По мере взросления черты характера остаются достаточно выраженными, но они компенсируют и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эту степень, по-видимому, следует отнести не к крайней, а к нормальным вариантам нормы. В нормальных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются вовсе. Однако черты этого типа могут проявляться явно, иногда неожиданно, под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» (Петровский, 2009).
В этом возрасте также характерно острое реагирование на критические ситуации, например, утрату родительских прав, оценку личностных качеств, достоинства родителей и друзей. Все эти ситуации могут привести к изоляции, грубости, агрессии, употреблению алкоголя, наркотиков и т. д.
В работах Л. С. Выготского подростковый возраст представлен как совокупность состояний, сильно предрасполагающих к воздействию различных травмирующих факторов. Наиболее сильными являются недостойное поведение родителей, конфликтные отношения между ними, наличие унизительных недостатков с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявление недоверия или неуважения к нему. Все это не только усложняет воспитательную работу, но порой делает ее практически невозможной. Из-за этого у подростка могут наблюдаться различные отклонения в поведении [14, с.213].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова.
– М. Академия. – 2009. – 672-690 с.
2. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости [Текст] / А.Е. Айвазова. – СПб «Речь». – 2008. – 120 с.
3. Акулова, Е.В. Индивидуальные – психологические особенности пользователей сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nadfl.ru/work/10391/lichnostnye-osobennosti-lyudej-kotorye
4. Алексеенко, Н.Н. Психолого - аналитические аспекты поведения человека в киберпространстве [Текст] / Н.Н. Алексеенко // Журн. практ. Психологии и психоанализа. – 2000. - №3. – 35-41 с.
5. Ананьев, Б.Г. Комплексный подход к проблеме человека [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
6. Артони С. и др. Доступное образование для детей-аутистов: дидактическое программное обеспечение на основе АВА // Учеб. 6-й международной конференции «Универсальный доступ во взаимодействии человека и компьютера: приложения и услуги» (Орландо, 09 – 14 июля 2011 г.). Орландо, Флорида, 2011 г.
7. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. – М.: «Можайск – Терра». – 2007. – 431 с.
8. Бакланова, Ю.А. Особенности «Я концепции» интернет – зависимых старшеклассников [Текст]: Вып. квалиф. Работа / А.Ю. Бакланова. Пермь: ИП ПГГПУ, 2009.
9. Балонов, И.М. Компьютер и подросток [Текст] / И.М. Балонов. – М.: «Эксмо». – 2002. – 32-58 с.
10. Белинская, Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации подростков [Текст] / Е.П. Белинская // Вестник Московского Университета. – 2007. -
11. Белоус, В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии [Текст] / В.В. Белоус; Психологический журнал №1 // 1981. – 45-55 с.
12. Бондаренко, Т.А. Общение в виртуальном мире интернета [Текст]
/ Т.А. Бондаренко // Вестник донского государственного университета. - 2009.
- №4. – 728-735 с.
13. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе [Текст] / Е.Б. Бреева. - М.: - 2009.
14. Бурова, В.А. Социально психологические аспекты интернет – зависимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.5bb.ru/viewtopic.php?id=132
15. Викулов, А.Д. Основные личностные характеристики подростков [Текст] / А.Д. Викулов. – М. «Шуя». – 2007. – 39-44 с.
16. Власова, Н.В. Психологический аспект исследования интернет – зависимого поведения подростков [Текст] / Н.В. Власова. – М.: НОУ ВПО. – 2014. - №1. – 49-54 с.
17. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от интернета [Текст] / А.Е. Войскунский; Гуманитарные исследования в Интернете. – М., «Можайск
– Терра». – 2000. – 100-131 с.
18. Выгонский, С.И. Обратная сторона интернета [Текст] / С.И. Выгонский. – М.: «Феникс». – 2010. – 310 с.
19. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: МГУ. – 2008. – 67-69 с.
20. Вяткин, Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика [Текст] / Б.А. Вяткин. – Пермь «Книжный мир». – 2005. – 87 с.
21. Вяткин, Б.А. Интегральное исследование индивидуальности человека и ее развитие [Текст] / Б.А. Вяткин. – М.: «Институт психологии РАН». – 1999. – 328 с.
22. Гилинский, Я.И. Глобализация и девиантность [Текст] / Я.В. Гилинский, В.В. Гольберт, Я.В. Костюковский. – СПб.: Питер, 2006. – 393 с.
23. Григорович, Е.С. Формирование личности в учения А. Адлера [Текст] / Е.С. Григорович. Уфа «Аэтерна». – 2016. – 53-55 с.
24. Гукаленко, О.В. Воспитание в современной России [Текст] / О.В. Гукаленко. – М., Педагогика. – 2005.
25. Данилова, С.В. Соционально – психологический портрет интернет
– зависимого подростка [Текст] / С.В. Данилова, Ю.С. Федори // Научная статья. – 2011. - №11-1. – 254-260 с.
26. Дрепа, М.И. Интернет – зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии [Текст] / М.И. Дрепа //Знание. Понимание. Умение. – 2009. - №2. – 189-193 с.
27. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции [Текст] / А.Ю. Егоров // Аддиктология. – 2007. - №1. – 65-77 с.
28. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии [Текст] / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ». – 2012. – 192 с.
29. Журавлев, В.С. Почему подростки агрессивны? [Текст] / В.С. Журавлев; Социологические исследования (СОЦИС). – М.: - 2009. – 22-24 с.
30. Изотова, Е.И. Психология общения в межличностных отношениях [Текст] / Е.И. Изотова // Мир психологии. – 2010. - №13. – 102- 111 с.
31. Калугина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Калугина. – М.: ТЦ «Сфера». – 2001.
32. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль., Академия развития. - 1996.
33. Козлова, Н.С. Социальная сеть, как социально – психологическое явление [Текст] / Н.З. Козлова // Молодой ученый. – 2014. - №16. – 387-390 с.
34. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат. – 1997.
35. Мухаметшина, К.О. Проблема дофаминовой зависимости в
подросковой среде [Текст] / К.О. Мухаметшина // VI Студенческий научный форум/ - 2014. - №5-6. – 67-93 с.
36. Мельникова М. В. Каковы особенности компьютерной зависимости у детей и подростков? // Школа жизни. - 2009. - № 2.
36. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: НПО «МОДЭК». – 2007. – 384 с.
37. Малыгин, В. Л. Формирование компьютерной зависимости [Текст]
/ В.Л. Малыгин. – М.: МГМСУ. – 2011. – 32 с.
38. Марюхина, В.В. Особенности виртуального общения современных подростков [Текст] / В.В. Марюхина. – Кызыл., - 2016. – 54 с.
39. Мерлин, В.С. очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. – М.: - 1986. – 256 с.
40. Морозов, Е.В. «Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети» [Текст] / Е.В. Морозов. – М.: - 2014. – 53-57 с.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: - 2010. – 67-69 с.
42. Hourcade JP Interaction Design и дети // Журнал «Основы и тенденции во взаимодействии человека и компьютера». - 2008. - Т. 1. - Выпуск 4.
43. https://1news.az/news/20200210041833239-Proekt-STEAM-kak-novaya-forma-shkolnogo-obucheniya-v-Azerbaidzhane-
44. https://report.az/ru/nauka-i-obrazovanie/inno-vacionnaya-model-obucheniya-v-azerbajdzhane-steam-obrazovanie/